СОДЕРЖАНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ И ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФГОС ДО,
ОТРАЖАЮЩИХ ИДЕЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- Согласно п. 1.1 его положения могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
- ФГОС ДО закрепляет принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников образовательной организации) и детей (п. 1.2).
- Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте (п. 1.4), является сотрудничество образовательной организации с семьей.
- ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, среди которых обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6).
- Согласно п. 1.7, взаимодействуя с родителями (законными представителями), педагоги должны оказывать им помощь:
-в воспитании детей;
-охране и укреплении их физического и психического здоровья;
-развитии индивидуальных способностей;
-необходимой коррекции нарушений их развития.
- При разработке образовательной программы ДОО педагогические коллективы должны отражать в ее содержательном разделе особенности взаимодействия с семьями воспитанников (п. 2.11.2). Кроме того, часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
- Краткая презентация образовательной программы (дополнительный раздел, который предусматривает Стандарт) должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления (п. 2.13.2).
- ФГОС ДО определяет требования к условиям реализации образовательной программы, которые включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации образовательной программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1).
- Для успешной реализации образовательной программы в ДОО должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, в т. ч.:
-поддержка родителей (законных представителей): в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
-вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (п. 3.2.1).
- С целью выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей в ДОО может проводиться психологическая диагностика их развития. Так, в соответствии с п. 3.2.3 Стандарта участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
- В соответствии с п. 3.2.5 ФГОС ДО условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают, кроме прочего, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- Согласно п. 3.2.8 Стандарта ДОО должна создавать возможности:
-для предоставления информации об образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
-обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией образовательной программы.
- Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
- В соответствии с п. 4.4. требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются, кроме прочего, ориентирами:
-для взаимодействия с семьями;
-информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.